Эксперты поспорили о «птичьей» причине крушения Су-30CМ в Сирии

Эксперты поспорили о «птичьей» причине крушения Су-30CМ в Сирии

Раньше истребители тоже падали из-за птиц, но крайне редко

Эксперты поспорили о «птичьей» причине крушения Су-30CМ в Сирии

Минобороны назвало в качестве предварительной версии попадание птицы в двигатель самолета. «МК» расспросил экспертов, насколько опасно такое столкновение и можно ли было избежать потери летчиков и самолета.

По информации военного ведомства, огневого воздействия на самолет не было. По нему не пускали ракеты и не стреляли из артиллерийских установок. Выходит, виновата плохая орнитологическая обстановка в районе аэродрома.

Эксперты в области авиационной безопасности, с которыми общался «МК», отметили, что версия с попаданием птицы в двигатель самолета имеет право на жизнь, но вряд ли она является единственной. Дело в том, что Су-30СМ имеет два двигателя. И вряд ли оба они «поймали» по птице.

С другой стороны, еще на этапе испытаний авиационные двигатели проверяют на предмет сохранения работоспособности при попадании птицы. Для этого работающие на земле двигатели «обстреливают» куриными тушками. При этом скорость такого снаряда доходит до нескольких сот километров в час. Задача разработчика — добиться устойчивой работы двигателя в аналогичной экстренной ситуации.

Один из экспертов на условиях анонимности сказал, что аварии и тем более катастрофы с самолетами класса Су-27 или Су-30 по вине птиц случались и ранее. Но они крайне редки. Как правило, летчикам удавалось справиться с ситуацией. «Возможно, в данном случае пилотам не хватило времени на то, чтобы перезапустить остановившийся двигатель. Могли наложиться и другие какие-то факторы полета. В любом случае, потребуется анализ переговоров пилотов с диспетчером, а также между собой. Частично эта информация сохраняется на командно-диспетчерском пункте, а также бортовыми самописцами, так называемыми «черными ящиками». Их еще предстоит найти и поднять со дна. Надеюсь, условия позволят это сделать», — сказал специалист.

Он отметил, что за оценку орнитологической обстановки в районе аэродрома отвечает военный синоптик. Он же предлагает способы борьбы с пернатой опасностью. Орнитологическая обстановка, как правило, осложняется в период массовой миграции перелетных птиц.

В свою очередь, в Международном консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов» сказали «МК», что подавляющее большинство столкновений самолетов с птицами происходит на этапе выполнения взлета и начального набора высоты, либо на конечных этапах захода на посадку при снижении.

При этом разработана целая методика оценки рисков столкновений самолетов и вертолетов с птицами и степени возможных повреждений. Особо рассматриваются случаи столкновения летательных аппаратов со стаями птиц. Специалисты определили целый набор способов отпугивания и удаления птиц от аэродромов. Птиц отпугивают, воздействуя на органы чувств животных с помощью химических, акустических или визуальных средств. В числе таких средств, например, пропановые пушки или пиропатроны. Они производят звук, похожий на ружейный выстрел.

Используются также пиротехнические ракеты, тем, что громко взрываются или создают напоминающий визг звук, сопровождаемый дымом и сверкающими огнями. Некоторые новые заряды эффективно действуют на расстоянии до 275 м.

Еще одним способом борьбы с пернатыми является применение устройств воспроизведения птичьих криков бедствия и электронных шумовых систем. Так, для отпугивания чаек, ворон и скворцов используются записи их криков, которые транслируются с помощью громкоговорителей.

Наконец, эффективным средством борьба с птицами в районе аэродромов являются ультразвуковые устройства.

Это не первая небоевая потеря российской авиагруппы. В октябре 2017 года при взлете с авиабазы Хмеймим выкатился за пределы возлетно-посадочной полосы фронтовой бомбардировщик Су-24М. Летчики не успели катапультироваться и погибли.

Несла наша авиагруппа и боевые потери. Так, в ноябре 2016 года фронтовой бомбардировщик Су-24М был сбит турецким F-16. Летчик Олег Пешков погиб. 3 февраля 2018 года штурмовик Су-25 был подбит боевиками в сирийском Идлибе с помощью переносного зенитно-ракетного комплекса. Летчик Роман Филипов успел катапультироваться, но геройски погиб в бою против боевиков, подорвав себя гранатой.

Читайте материал: В Сети появились фотографии момента крушения Су-30 в Сирии

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий

*