Эксперт: Франция пытается держаться золотой середины
Госсекретарь США Майк Помпео обнародовал новую американскую стратегию в отношении Ирана после выхода Вашингтона из ядерной сделки. Многие эксперты называют ее фактическим ультиматумом Тегерану. Соединенные Штаты выдвинули 12 условий, за невыполнение которых Исламской Республике грозят «самые жестокие санкции». Однако европейские партнеры и союзники Белого дома без воодушевления встретили эту новость, они настаивают на сохранении старого соглашения.
фото: AP
В понедельник, 21 мая, Майк Помпео обрушился с суровой критикой в адрес руководства Ирана. По убеждению США, Тегеран должен полностью отказаться от обогащения урана и никогда не заниматься переработкой плутония. Кроме того, по словам американского госсекретаря, иранцы должны прекратить финансирование террористических группировок, а также отказаться от угроз в отношении своих соседей, многие из которых являются союзниками США (и речь тут идет прежде всего об Израиле). Помпео в своем выступлении не обошел вниманием даже вопрос о правах иранских женщин, вспомнив недавние протесты против обязательного ношения хиджабов: глава Госдепартамента привел это в качестве одного из доказательств несостоятельности существующего в Иране режима.
Несмотря на то, что госсекретарь в заключении своей речи выразил желание США получить поддержку «союзников как в регионе, так и по всему миру», похоже, что единственной страной, солидарной с Вашингтоном стал Израиль.
Европейские партнеры Вашингтона высказали несогласие с позицией Белого дома. Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини заметила, что Помпео «не продемонстрировал, как отказ от ядерного соглашения усилит степень защиты региона от ядерного вооружения».
Могерини отметила, что соглашение, заключенное в 2015 году между постоянными членами Совбеза ООН, Германией и Ираном, «принадлежит международному сообществу». Кроме того, министр иностранных дел Германии Хайко Мас отметил, что сложившаяся ситуация «непосредственно затрагивает интересы ФРГ и Европы в целом». Как сообщает Deutsche Welle, он также заверил, что Евросоюз продолжит придерживаться существующего соглашения. Ранее свое намерение соблюдать положения сделки от 2015 года также высказывали Франция и Великобритания.
«Стоит отметить что еще в начале мая президент Франции Макрон сказал, что Европа сожалеет о выходе США из сделки. Но при этом не исключает, что нужно, наверное, все-таки работать над расширением СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий, – «МК») и стоит включать туда и пункты по баллистическим ракетам, которые крайне не устраивают Вашингтон, – комментирует «МК» научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Сергей КИСЛИЦЫН. – Получается, что вроде есть видимые разногласия, но при этом Европа, в частности Франция, пытается держаться какой-то золотой середины. И сожалеет о выходе США, но в то же время поддерживает идею о том, что нужно включать и баллистические ракеты. А это то, чего хочет Вашингтон. Исторический опыт, особенно послевоенных лет и в частности последних 25 лет, показывает: как бы дела ни шли и какие бы противоречия ни были, США и Европа действуют все-равно примерно в одном русле. И во многом Вашингтон определяет политику Европы. Старый Свет может пойти не так открыто и явно, но все-таки Вашингтонским курсом».
Тем временем в МИД Ирана сообщили, что у европейских стран есть до 60 дней, чтобы предоставить гарантии по защите интересов Тегерана и компенсации убытков, причиненных вследствие выхода США из сделки. Если же европейские государства-участники сделки не сделают этого, иранские власти обещают принять «вынужденные решения».